Rap

Rap - это форма танцевальной музыки, для которой характерны рваный ритм, простые гармонии и короткие музыкальные фразы, "закольцованные" в непрерывный рефрен. Вокал, как таковой, отсутствует, его заменяет речитатив, накладываемый на предварительно записанные инструментальные трэки. В середине 80-х Rap довольно успешно "скрещивали" с рэггей и фанком, появились симбиозы Rapа с трэш- и панк-роком, каждый из которых вскоре развился в стилистически самостоятельное направление. В инструментарии классических Rap-композиций обязательно использовался проигрыватель виниловых пластинок, выполнявший роль вспомогательного инструмента ритм-секции. В текстовом отношении произведения Rapа - или хип-хопа, это более позднее название - должны были свидетельствовать о стремлении черной молодежи к новым идеалам свободы, хотя часто это выражается в чрезмерном использовании неформальной лексики, или проще - нецензурщины. Впервые Rap появился в черных диско-клубах Нью-Йорка в середине 70-х годов, специализировались на этой музыке главным образом диск-жокеи, отбиравшие репертуар для танцев, и обслуживающий персонал концертных залов и площадок, имевший доступ к аудиоаппаратуре; в силу специфических особенностей стиля, в тот период для исполнения Rapа не требовались даже минимальные музыкальные навыки. Первых Rapперов называли "спиннерами" - от английского to spin - вращать, - потому что их работа сводилась к манипуляциям с диском проигрывателя, на котором была установлена пластинка. Большинство ведущих спиннеров США - Кул Херк, Африка Бамбаатаа и Пит "ди-джей" Джонс - были выходцами из Бронкса. К 1977 году, благодаря усилиям таких профессионалов. как Грандмастер Флэш, Диджей Холливуд и Дэйв Ди, Rap достиг улиц, где вскоре трансформировался в брейк-данс. А поскольку черная молодежь увлекалась музыкой Джеймса Брауна, Sly And The Family Stone, Chic и Parliament, началось постепенное слияние Rapа со стилями, в которых работали эти исполнители, и таким образом Rap развивался параллельно диско. Музыканты экспериментировали с процессом микширования, в процессе записи использовался дабл- и триппл-трэкинг, позволявшие "встраивать" музыкальные фразы в любое место фонограммы, а с помощью совершенно невообразимых манипуляций с проигрывателем и звукоснимателем добивались принципиально новых звуков. Интересное развитие получила и бас-гитара в Rap-композициях - часто этот инструмент берет на себя функции солирующего, что привело к качественному росту технического мастерства бас-гитаристов; в настоящее время многие приемы из арсенала Rap-басистов широко используются в самых разных стилях, от джаза до гранджа. Постепенно Rap пересек расовую границу и проник в музыку белых исполнителей, параллельно смешиваясь в самых разных комбинациях с самыми разными стилями. Такие черные группы и исполнители, как Public Enemy, Run DMC, Айс-Ти и Айс-Кьюб значительно раздвинули стилистические рамки Rapа, и элементы его сейчас присутствуют практически в любом жанре рока, от техно и хауза до хард-рока и соул. В 90-е годы наметилась тенденция к еще более экстремальной лирике Rap-композиций - такая форма получила название gansta Rap, или "криминальный Rap". Несмотря на малочисленность исполнителей, занятых в данном направлении, власти США, например, склонны к обобщениям, и хотели бы возложить ответственность за рост преступности на рок-музыку как таковую и в частности Rap. Справедливости ради, нельзя не отметить, что начатую в начале 80-х годов в США кампанию по цензурированию текстов рок-песен, спровоцировали именно непристойности композиций Rapа.